ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Герой Советского Союза Лихобабин Иван Дмитриевич

Иван Лихобабин родился 27 января 1916 года в селе Ширяево Воронежской области в семье крестьянина. В период коллективизации вместе с другими прибыла в село Круглолесское и семья Лихобабиных.

Иван окончил семь классов Круглолесской школы, поступил в техникум советской торговли в городе Орджоникидзе, одновременно учился в аэроклубе. Когда, в 1939 году, призвали на службу в армию, попросился в летную школу. В 1940 году он окончил военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны – с ноября 1941 года. Молодой летчик лейтенант Иван Лихобабин сразу же стал одним из ведущих воздушных бойцов Северо-Западного фронта, одерживая одну победу за другой. Воевал на Северо-Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах. К августу 1944 года гвардии майор И.Д.Лихобабин уже был заместителем командира 72-го гвардейского истребительного полка, 3-ей воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта.

Иван Дмитриевич принадлежал к числу дерзких, мужественных и умелых лётчиков-истребителей.

Конец апреля 1942 года. В тяжёлом сыром воздухе, чуть не вплотную к низким облакам, вдоль линии фронта идёт группа бомбардировщиков, сопровождаемая пятёркой истребителей. До цели оставалось уже совсем немного, когда из облаков вынырнуло шесть немецких «мессершмиттов». Броситься всем на отражение атаки было рискованно. Шедшие своим курсом бомбардировщики могли встретить другую группу вражеских истребителей.

Тогда навстречу шести фашистским самолётам выходят два краснозвёздных «ястребка» (так любовно наши лётчики называли самолёты «ЯК»). На одном из них Иван Лихобабин. Решительной атакой он нарушает строй «мессершмиттов». Вот крайний слева «мессер» валится на крыло, чтобы уйти от преследования. Верно рассчитав момент, Иван Дмитриевич метко вонзает в чёрное брюхо вражеской машины огневую очередь. Вспыхнув, как факел, стервятник рухнул вниз. Так открыл свой счёт сбитым вражеским самолётам отважный лётчик.

Многие опытные пилоты в своих воспоминаниях говорят, что трудно сбить первый самолёт. Успешно начав боевой счёт, каждый обретает уверенность и в новых боях совершенствует мастерство.

Уже в июне 1942 года за три дня Иван Лихобабин сбил три самолета противника. Один «Ме-109» и два «Ю-88». В последнем бою его «ЯК-1» был подбит, а сам лётчик ранен. Вначале он пытался сбить пламя пикированием, но, почувствовав, что машина не управляется, находит в себе силы катапультироваться.

Через месяц он снова в строю. 18 июля, выполняя боевую задачу по прикрытию наших войск на поле боя в районе Васильевщина, шестёрка «ЯК-1» смелым и решительным ударом разогнала бомбардировщики противника и вступила в воздушный бой с 18 «юнкерсами» и 15 «мессершмиттами». Завязалась жестокая схватка с превосходящими силами вражеских истребителей. Четырёх «Ме-109» и двух «Ю-88» недосчитались тогда враги, а все наши самолёты вышли из боя невредимыми. Лихобабин в этом бою лично сбил одного «мессера» и подбил одного «юнкерса».

На следующий день шесть наших «ястребков» вели воздушный бой с десятью истребителями противника. И снова Иван Дмитриевич лично сбил один «Ме-109».

27 июля, прикрывая наземные войска на поле боя в районе Коровитчено, два самолета «ЯК-1» вели бой с четырьмя «мессершмиттами». Лихобабин сбивает один истребитель врага. Через несколько дней в групповом бою сбили ещё один «Ме-109».

Следующий эпизод, хорошо запомнившийся авиаторам части, в которой служил отважный лётчик, произошёл в августе 1942 года, когда истребительный полк базировался на полевом аэродроме близ фронта. Шесть «ЯК-1» находились в боевой готовности для сопровождения наших штурмовиков. Оставалось минут 20 до их прилёта, когда над аэродромом показались вражеские истребители, пилотируемые немецкими асами. Их цель была - блокировать аэродром. Только один И.Лихобабин с риском для жизни решился на взлёт. Его «ястребок», словно стрела, вонзился в синее небо. Через несколько минут он уже завязал бой над аэродромом с двумя вражескими истребителями. Отлично владея техникой пилотирования и тактикой воздушного боя, он разогнал самолёты противника, подбив одного из них. Так храбрый пилот сумел предотвратить внезапное нападение на группу штурмовиков и снял блокаду с аэродрома. Смелостью и решительностью его в этом воздушном бою восхищался весь личный состав, наблюдавший за неравным поединком.

За проявленные героизм и мужество, грамотное руководство группами истребителей в воздушных боях за Родину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Ивану Дмитриевичу Лихобабину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за время войны он совершил 321 боевой вылет, уничтожил 30 самолётов противника лично и 9 – в групповых боях.

После войны И.Д.Лихобабин окончил Военно-воздушную академию, и до 1961 года летал на реактивных истребителях, а в 1962 году он в звании полковника ушёл в отставку. Жил в городе Одинцове Московской области.

За героические заслуги он награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями, орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики.

Неоднократно Иван Дмитриевич бывал в нашем районе, в селе Круглолесском, где проживали его родные. Часто встречался с учениками школы, в которой он учился, рассказывал детям много интересного о своей фронтовой жизни в годы Великой Отечественной войны.

Имя И.Д.Лихобабина носил один из классов Круглолесской средней школы в 60-е годы. Именем героя названа школа в селе Ширяево Воронежской области, где он родился. Ему установлена одна из стел у здания Александровского райвоенкомата.

foto-20-04-2020-08-40 2
foto-20-04-2020-08-40 3
foto-20-04-2020-08-40 1
foto-20-04-2020-08-40 4